Все, что необходимо знать о патентовании стартапов в Украине

Ни для кого не секрет, что Украина переживает сейчас настоящий бум стартап движения. 


Новые проекты массово появляются и развиваются - как  в бизнес-инкубаторах, так и самостоятельно. Но выживут и окрепнут лишь единицы. Естественными врагами стартапа является маркетинговая неактуальность, слабая организация, дефицит финансирования и отсутствие защиты от конкурентов.

Защита от конкурентов подразумевает монополизацию своих прав на технические или графические решения стартапа, которые являются его «ядром» и обеспечивают его индивидуальность и жизнеспособность. Поэтому коммерциализации предшествует разработка грамотной IP-стратегии (Intellectual Property — интеллектуальная собственность), где стартап рассматривается как набор объектов интеллектуальной собственности.

Зачем стартапу патентование?

Получение патентов на технологию или продукт является неотъемлемой частью коммерциализации стартапа. При этом патенты выступают как гарантией сохранения Ваших прав, так и способом защиты от патентного троллинга (патентный тролль — физическое или юридическое лицо, специализирующаяся на предъявлении патентных исков), способного погубить даже внешне крепкий и жизнеспособный стартап.

Патентный поиск, проведенный на первом этапе патентования, может уберечь вас от нарушения существующих патентов, о которых вы могли не знать, считая свою идею уникальной. Вовремя внесенные в проект незначительные изменения на ранней стадии помогут избежать его краха в дальнейшем, поскольку в принципе, любой патент можно обойти, видоизменив защищенные признаки патентной формулы.

В случае, если ваш стартап финансируется не самостоятельно, а предполагает поиск инвесторов, наличие патентов предоставит веса и серьезности вашему стартапу в глазах инвестора и снизит ваши риски и страхи относительно недобросовестных действий со стороны инвестора.

Перечислим преимущества патентования стартапов:

Защита вашей технологии или продукта от копирования и коммерческого воспроизведения конкурентами.
Снижение риска патентного троллинга.
Возможность передачи прав третьим лицам (лицензии, переуступка прав).
Облегчение поиска инвесторов и регулирования взаимоотношений с ними.

Что патентовать?

Патентование — процедура непростая и небыстрая, поэтому к выбору объектов патентования надо подходить с пониманием. Патентовать нужно ключевые технологии, определяющие инновационную и коммерческую ценность стартапа и в которых могут достаточно быстро появиться конкуренты. Для этого разделим стартап на составляющие и рассмотрим патентоспособности каждого из них.
  • Идея
  • Техническая часть
  • Графическая часть
  • Текстовая часть
  • Аудиовизуальная часть

1. Идея стартапа

Начнем с идеи. Это самое ценное, что есть у вашего стартапа, именно она не давала вам спать по ночам, и именно на нее вы возлагаете все свои надежды о светлом будущем. К сожалению, именно идею запатентовать нельзя. Вы можете описать идею стартапа письменно, и тогда она станет объектом авторского права в качестве произведения, а за вами Свидетельством будет закреплено авторство и приоритет.

2. Техническая часть стартапа

Если ваш стартап основан на разработке и внедрении какого-либо инновационного продукта, процесса или устройства, то вы можете запатентовать его как изобретение или полезную модель.

Чтобы стать объектом патентного права, используемое в вашем стартапе техническое решение должно быть патентоспособным, то есть соответствовать трем обязательным критериям:

1. Новизна

2. изобретательский уровень

3. Промышленная применимость

Отличием полезной модели от изобретения является отсутствие изобретательского уровня технического решения. Подробнее патентование изобретений и полезных моделей мы рассмотрим далее.

Если в используемых в стартапе алгоритмах, методах и процессах нет инновационной ценности, но защитить их каким-то способом все-таки нужно, то вы можете получить авторское свидетельство на исходный код, базы данных и письменное описание алгоритмов, методик.

Если речь идет об IT-стартапе, то вам надо внимательно изучить Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» и Постановление Кабинета Министров Украины «О государственной регистрации авторского права и договоров, касающихся права автора на произведение», чтобы понимать, что начальный программный код сайта и базы данных могут быть защищены авторским свидетельством, но не запатентованы как изобретение или полезная модель.

3. Графическая часть стартапа

Графическая часть стартапа это его лицо, непосредственно обращенное потребителям, от которого в конечном итоге зависит успех всего проекта. Сюда относятся логотип, графические элементы, шрифты и макеты сайта, печатная продукция, фотографии, иллюстрации и изображения.


Логотип стартапа может быть зарегистрирован и как товарный знак (торговая марка), и как промышленный образец. Графические элементы и печатная продукция получают охрану как промышленные образцы. Оригинальные авторские фотографии, иллюстрации и изображения становятся авторскими произведениями под защитой авторского права.

4. Текстовая часть стартапа

Текстовая часть стартапа это его название, доменное имя и текстовое наполнение онлайн и оффлайн носителей идеи. Название и доменное имя в зоне .ua регистрируется как товарный знак (торговая марка). Текстовая составляющая регистрируется как литературное произведение и становится объектом авторского права.

5. Аудиовизуальная часть стартапа

Все используемые в вашем проекте аудио- и видеоматериалы собственного производства автоматически получают охрану как авторские произведения, если они содержат имя автора и дату возникновения авторских прав. Однако если возникнут споры, связанные с незаконным использованием ваших материалов, вам понадобятся авторские свидетельства, чтобы подтвердить свои права на произведения и решить спор в вашу пользу.

Подведем итог. Целесообразно защищать то, что имеет наибольшую ценность и является ключевым элементом всего стартапа. По минимуму, вы можете зарегистрировать название и / или доменное имя (в зоне .ua) стартапа как товарный знак; логотип — и как товарный знак, и как промышленный образец. Если сердцем стартапа есть какая-нибудь инновационная технология, продукт или процесс, то сначала рекомендуется провести патентный поиск, и в случае уникальности идеи заняться ее патентованием. По максимуму, вы можете разбить весь проект на составляющие и подобрать охрану к каждому отдельному объекту.

Как патентовать в Украине?


Рассмотрим процедуры патентования, регистрации торговых марок и защиты авторских прав в Украине, с точки зрения их применимости к защите вашего стартапа. Все документы подаются в патентное ведомство Украины — Государственное предприятие «Украинский институт промышленной собственности» (ГП УИПВ).

1. Регистрация товарного знака для стартапа

В украинском законодательстве есть разночтения: в ЦК используется термин — торговая марка, а в Законе Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» — знак для товаров и услуг. Поэтому говорим торговая марка, имеем в виду товарный знак, и наоборот. Если у вашего стартапа уже есть имя, и вы хотите сделать его официальным, то первым шагом будет патентный поиск с целью выявления уже имеющихся торговых марок (товарных знаков) с таким же названием. Искать можно самостоятельно по базе данных или обратиться к патентному поверенному.

В Украине стоимость ускоренной регистрации словесного товарного знака составляет около 5500 грн. плюс гонорар за услуги патентного поверенного по подготовке пакета документов на регистрацию. Ускоренная регистрация займет около 4 месяцев. Стандартная регистрация занимает около 14 месяцев. Свидетельство на товарный знак действует в Украине на протяжении 10 лет с правом продления срока действия.

2. Патентование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов в Украине

Патентование достаточно сложная процедура с точки зрения соблюдения необходимых формальностей, поэтому, если вы проходите ее первый раз, не имеете опыта, а на кону стоит успех вашего стартапа, имеет смысл получить консультацию патентного поверенного для проведения патентного поиска, составления патентной формулы и составления заявки на выдачу патента.

С помощью патентного поиска определяется новизна технического решения, используемого в вашем проекте. Затем составляется патентная формула, описывающая совокупность существенных признаков изобретения, обеспечивающих достижение заявленного технического результата.

Рассмотрение заявки на изобретение занимает 1,5-2 года, так как проводится формальная и квалификационная экспертизы представленной заявки, то есть изобретение экзаменуется на патентоспособность по критериям новизны, изобретательского уровня и промышленной применимости. В случае соответствия всем требованиям выдается патент сроком действия 20 лет.

Государственные сборы за патентование изобретения в Украине составляют около 400-700 грн. для физических лиц и около 4000 грн. для юридических лиц. На этом финансовые вложения, связанные с получением патента на изобретение не заканчиваются, поскольку каждый год в течение 20 лет необходимо платить сбор за поддержание патента от 300 до 3800 грн. по нарастающей для юридических лиц, для физических лиц 5% от указанных сумм, то есть 15-190 грн.

Патентование полезной модели позволяет получить патент в течение 4-6 месяцев, так как проводится только формальная экспертиза. Полученный патент действителен в течение 10 лет и стоимость его поддержания в действии составляет от 300 до 2100 грн. по нарастающей для юридических лиц, для физических лиц 5% от указанных сумм, то есть 15-105 грн.

Запатентовать промышленный образец можно за 10-12 месяцев по стандартной процедуре и за 2 месяца по ускоренной. Стоимость получения патента на промышленный образец составляет около 150-300 грн. Действует такой патент в течение 10 лет и может продлеваться еще на 5 лет. Стоимость поддержание патента на промышленный образец составляет от 100 до 3300 грн. по нарастающей для юридических лиц, и 5 % от указанных сумм для физических лиц, то есть от 5 до 165 грн.

Когда начинать патентовать?

Начинать формировать IP- стратегию стартапа нужно в самом его начале — еще на стадии идеи. Для этого проводится самостоятельный патентный поиск по открытым источникам по базам данных Украинского патентного ведомства или заказывается патентный поиск у патентного поверенного. В процессе разработки прототипа становится понятно, какие именно решения стартапа необходимо защитить, и подбирается подходящий способ охраны прав. Стратегия коммерциализации должна учитывать продолжительность патентных процедур и возможность отказа в выдаче патента.

Использование услуг патентных поверенных и ускорения процедур, где это возможно, даст стартапу дополнительные преимущества в конкурентной борьбе, если выбранная ниша перспективна и ее насыщение — вопрос времени.

Резюме

Патентуется не идея, а продукт, процесс или новое применение известного продукта или процесса. Чтобы принять решение о необходимости патентования вашего стартапа, надо взвесить все «за» и «против», просчитать затраты на патентное сопровождение в течение всего срока действия патента и сравнить это с потенциальным доходом от лицензий и конкурентными угрозами.

По материалам ресурса I статус











Комментариев нет:

Отправить комментарий