На заметку стартаперу. 10 неожиданных вопросов, которые может задать стартапу венчурный инвестор.

Кэролайн Каммингс (Caroline Cummings) - основатель и СЕО VARO Ventures Incorporated, бизнес-консалтинговой фирмы, которая специализируется на создании предпринимательских экосистем и культур.


Ссылаясь на свой опыт реализации технологических стартапов и выступлений перед венчурными инвесторами, Кэролайн написала о 10 вопросах инвесторов к стартаперу, которые могут ввести интервьюируемого в замешательство.

Придя со своим бизнес-планом на собеседование к потенциальным инвесторам, многие, вполне логично, ожидают вопросов о команде, охвате рынка, о финансовых показателях, о маркетинговой стратегии и т. п. Но опытные инвесторы зачастую вкладывают деньги не столько в презентуемый проект, сколько в команду стартапа. Если инвестор видит в малоперспективном проекте слаженную команду профессионалов, он может предложить им перейти на работу в другой стартап, или "прощупать" ребят, насколько те хорошо ориентируются в бизнесе. Члены команды, представляющие свой проект инвестору, должны быть готовы к такому повороту событий. Они должны быть готовы к вопросам инвестора, которые больше относятся к психологии, нежели к маркетингу и менеджменту.

Чтобы на презентации стартапа инвесторам Вас не могли застать врасплох "необычные" вопросы, Кэролайн предлагает ознакомиться с некоторыми из них и заранее продумать ответы.

1. Кто верит в Вас и как установить с ним контакт?

Задавая подобный вопрос, инвестор хочет знать, кто Ваш ментор и консультант. Ответ даст ему понять, есть ли люди, верящие в Ваш проект, Ваши способности, Ваш потенциал.

2. Чьим предпринимательским опытом вы вдохновляетесь?

Инвестор больше узнает о Вас, если Вы назовете имя бизнесмена, который является для Вас примером.

3. Посредством каких инструментов Вы отслеживаете тренды рыночного сегмента, в котором хотите реализовать свою бизнес-идею?

Инвестор хочет знать глубину познаний стартапера в интересующей области, выяснить, какими источниками тот планирует воспользуется для получения данных о текущих процессах в интересующем рыночном сегменте, а также как будет применять собранную информацию.

4. Расскажите историю о Вашем продукте/услуге.

Эта позиция обязательно должна быть представлена в презентации стартапера. Лучшие презентации начинаются с истории о том, как Ваш продукт или услуга помогают людям решать различные важные задачи.

5. Сможете ли вы масштабировать Ваш бизнес при меньшем бюджете?

Каждый инвестор хочет знать не только общую сумму инвестиций в масштабирование бизнеса, но и о возможности по сокращению расходов. Здесь стоит обдумать статьи затрат бюджета: какие из них можно снизить (насколько и почему), от каких конкретно затрат можно будет отказаться. В связи с этим желательно разработать гибкий бюджет с разными моделями масштабирования бизнеса.

6. Как можно идентифицировать 5 покупателей Вашего продукта/услуги?

Если инвесторы сочтут Вашу презентацию интересной, то приступят к так называемому due diligence (процесс комплексной оценки бизнеса). Они будут расспрашивать о Ваших клиентах: кто они, каким образом Вы определили их портрет, как их нашли, как они оценивают Ваш продукт и как используют, отвечает ли это Вашему замыслу, как выстраивается коммуникация с ними т. п.

7. Как будет выглядеть рынок через 5 лет после выхода на него Вашего продукта?

Стартапер должен рассказать инвестору, как видит будущее потребителей своего продукта/сервиса. Ясное преставление того, как продукт и поведение покупателя будут развиваться во времени, убедит инвестора в том, что застартапер способен мыслить стратегически.

8. Какие ошибки были сделаны Вами в этом бизнесе и чему научили?

Инвесторы понимают, что лидерами, в том числе и в бизнесе, становятся не сразу. Провалы – часть роста, этапы, которые каждый должен пройти на пути к успеху. Поэтому нужно спокойно проанализировать свои упущения. Впрочем, не только свои, но и своих конкурентов – бывших и нынешних.

9. Если спустя 3 или 5 лет мы сочтем, что Вам больше не надо продолжать управлять этой стартап-компанией, какой будет Ваша реакция?

Довольно часто бывает, что со временем основатель проекта покидает руководящую должность. Это естественный процесс. На этапе масштабирования бизнеса в стартап-компанию инвесторы могут ввести других управленцев. Задав подобный вопрос, инвестор хочет убедиться, что фаундеры это осознают и готовы к такому повороту событий.

10. Вас когда-нибудь увольняли? Расскажите об этом подробнее.

Ответ на этот вопрос должен показать, какие уроки Вы вынесли в результате увольнения.

Один инвестор, пишет Кэролайн, вкладывал капитал только в предпринимателей, решивших основать свой бизнес после увольнения. Свое решение он объяснял симпатией к тем, кто потерпел неудачу, но не потерял веру в свои силы.

В этом контексте можно напомнить известную историю со Стивом Джобсом, которого в 30 лет уволили из его собственной компании Apple, и в которую он, спустя десять лет, вернулся – вместе с инновационными идеями известных гаджетов iPod, iPhone, iPad.

Еще один интересный случай. Фонограф – прибор для звукозаписи и воспроизведения, – сделавший Томаса Эдисона знаменитостью, также был изобретен им после увольнения. Может, в этом что-то есть?

Источник:STARTUP NEWS

Комментариев нет:

Отправить комментарий